Индивидуальная работа с детьми
Занятие может включать различные упражнения и игры, направленные на развитие артикуляционных навыков, слухового восприятия, лексико-грамматического строя речи, а также на развитие навыков общения и коммуникации.
Этапы индивидуального занятия
I блок, подготовительный. В него входят следующие направления:
- Нормализация тонуса мышц органов артикуляции.
- Нормализация моторики органов артикуляции и улучшение качеств самих артикуляционных движений.
- Нормализация голоса и голосовых модуляций.
- Нормализация речевого дыхания.
- Нормализация просодии, т.е. интонационно-выразительных средств и качеств речи.
- Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук.
II блок, основной. В него входят следующие направления:
- Определение последовательности работы над звуками.
- Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов для звуков, нуждающихся в уточнении или коррекции.
- Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции.
- Постановка звука.
- Автоматизация звука в слогах разной структуры, в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях.
- Дифференциация поставленных звуков.
- Отработка слов сложной звукослоговой структуры.
- Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях.
- Развитие конструктивного праксиса.
- Формирование пространственных представлений;
- Формирование графомоторных навыков и т.д.
На занятиях используются: артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и логопедического массажа, пальчиковая гимнастика и су-джок терапия, упражнения для развития графомоторных навыков, крупной и мелкой моторики, музыкальные попевки и чистоговорки, игры на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, дыхательные упражнения, моторные программы и нейрологопедические упражнения, компьютерные презентации для автоматизации звуков и развития всех сторон речи.
Эффективность занятий повышают игровые методы обучения в сочетании с приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами; моделирование (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова); наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков и картин, демонстрация презентаций, прослушивание аудиозаписей); словесные методы – рассказ, беседа, чтение.
Программа занятий
- воспитание артикуляционных навыков;
- выработка правильного речевого выдоха;
- постановка звуков, их автоматизация и дифференциация на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;
- развитие слухового восприятия;
- выделение звука из состава слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- воспитание грамматически правильной связной речи.