Улица для маленького человечка – это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей, и главная наша задача – научить ребенка безопасно жить в этом мире.
У детей необходимо формировать определенные навыки, упражнять в определении расстояния (далеко – близко, дальше – ближе), размеров (больше – меньше), скорости (быстрее – медленнее), видимости (кого видно, кого не видно, заслонен ли транспорт). Дорога в детский сад и обратно – самый идеальный способ не только давать знания детям, но и прежде всего, формировать навыки безопасного поведения на улице.
Во время движения с ребенком по улице надо использовать тренировки комплекса «транспортных» привычек:
1) Надо привыкнуть «фиксировать» остановку перед тем, как выйти на проезжую часть (поясните необходимость остановки для наблюдения). Постоянно демонстрируйте переход с быстрого шага или даже бега на размеренный шаг при переходе улицы.
2) У каждого ребенка есть привычка небрежного, «неответственного» наблюдения. Это означает, что наблюдая, как бы между делом, ребенок позволяет себе, например, попятиться, или броситься, куда глаза глядят. Он может не выходить, а выбегать из-за разных предметов: из-за кустов, деревьев, из-за углов домов, стоящих машин.
3) Самая опасная привычка детей – это когда они выбегают или выходят из-за мешающих обзору предметов. На улице – это автомобиль, автобус, троллейбус. Путь с ребенком в детский сад и обратно должен быть ежедневной отработкой умения ребенка «видеть» стоящий автомобиль как предмет, который может скрывать опасность.
4) Гуляя, читая книги рассматривая иллюстрации с изображениями машин, дети учатся наблюдать за разными видами транспорта, выясняют, на каком транспорте ездили, что при этом говорил водитель. По дороге в детский сад или домой дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть», учатся различать красный, зеленый и желтый цвета светофора.
5) Не только автомобиль, но и дорога является источником повышенной опасности.
И учить правилам нужно начинать с самого раннего возраста.